Важной задачей современного образовательного процесса является обеспечение духовно-нравственного развития детей и подростков. Процесс образования должен включать в себя не только усвоение детьми системы знаний, умений и ключевых компетенции, которые составляют основу учебной деятельности обучающихся, но и компонент целостного развития личности, принятие духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей.
Следовательно, тема духовно-нравственного воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия педагогов, детей и их родителей в образовательном учреждении становится очень актуальной в нашем современном обществе.
29 ноября 2019 года на базе ГБПОУ СО «Ирбитского гуманитарного колледжа» прошел V Областной форум «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков», I этап – «Теология в образовательном пространстве России».
Программа форума включала в себя следующие вопросы для обсуждения:
– Место теологии в современном образовании. Актуальность теологического знания для человека, общества и культуры.
– Светский характер образования и конфессиональный характер теологии: проблемы, вызовы, решения, перспективы.
– Необходимость изменения подходов образовательной системы к духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения через теологическое просвещение.
Достойная организация мероприятия создала прекрасную дружелюбную атмосферу для плодотворного общения. Была организована работа на дискуссионных площадках и предложены следующие темы для обсуждения:
– Теология в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации начальной школы.
– Теология в образовательном пространстве средней школы и организации дополнительного образования.
– Теология в образовательном пространстве организации среднего образовательного образования и для молодых специалистов.
– Теология в светском образовательном пространстве: перспективы развития.
Хотелось бы рассказать о работе дискуссионной площадки №4. Под руководством Адамбаевой Людмилы Анатольевны, учителя начальных классов МБОУ «Школа № 5» г. Ирбит и Минеевой Анастасии Владимировны, преподавателя ГБПОУ СЩ «Ирбитский гуманитарный колледж» была организована беседа на тему «Теология в светском образовательном пространстве: перспективы развития».
В дискуссии принимали участие: благочинный Ирбитского благочиния протоиерей Николай Решетников – настоятель Свято-Троицкого Архиерейского подворья г. Ирбит, помощник благочинного Гордуладзе Ольга Георгиевна, завуч воскресной школы при Свято-Троицком Архиерейском подворье Бессонова Любовь Владимировна, старший методист МКУ «Центр системы образования» Жильникова Марина Викторовна, педагоги МАОУ «Школа №18», МБОУ «Школа № 3», МАОУ «Школа № 13» г. Ирбита, учитель истории МКОУ Шадринской СОШ Байкаловского района, педагог Камышловского гуманитарного колледжа и 2 педагога из Тавды.
Дискуссия проходила в очень дружелюбной обстановке, участники активно участвовали в обсуждении и находили решение по предложенным вопросам. В первую очередь мы были ознакомлены с историческим аспектом проблемы, поняли, насколько важно, что на государственном уровне рассматриваются вопросы внедрения религиозного образования в России.
Далее мы рассмотрели понятийный аспект, рассмотрели, что такое теология, кто такой теолог и в чем заключается роль теологического просвещения в образовательных учреждениях. Мы сделали вывод, что теология – это гуманитарная наука о религиозном учении, раскрытие его догматов, обычаев и устоев. Теолог – это человек, в совершенстве знающий все основы теологии, умеющий с помощью теологического просвещения научить этим основам обучающихся.
Достаточно сложно проходило обсуждение вопроса по осознанию роли и места теологов в образовательных организациях. Специальность теолог совершенно новая, и возможно в скором времени она может быть введена в разные сферы деятельности людей, не только в сферу образования. Мы рассмотрели и определили основные личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать теолог. Они должны включать в себя образованность, высокие культурные и моральные качества, коммуникативность и умение толерантно относиться ко всем конфессиям.
В процессе обсуждения мы решили, что религия дает ответы на вопросы, на которые не могут дать ответ науки, изучаемые в школе. Вопросы веры, формирования ценностных качеств личности, приобщение к традициям своего народа, семьи восполняют личностное пространство, духовное составляющее каждого человека.
Есть много преимуществ и положительных эффектов, которые несет преподавание курсов основ религиозной культуры и современной этики и основ духовно-нравственной культуры народов России в школе. К ним в первую очередь относится формирование основных духовных ценностей. Но также существуют и определенные риски. Одним из главных мы определили рассогласованность, несоответствие взглядов на религию родителей и детей. Задача теолога сгладить эти разногласия, помочь избежать конфликтных ситуаций, создать гармоничное сочетание различных взглядов на религию в семье.
Таким образом, светское образование не исключает возможности введения в школьное обучение уроков религиоведения, на которых происходит знакомство с различными конфессиями, процессом исторического развития религий и современными направлениями. Необходимо понимать насколько велико влияние религий на культурное и историческое развитие нашего современного общества.
Хотелось бы выразить благодарность организаторам форума за то, что в нашем регионе не остаются без внимания вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Новопашина Татьяна Владимировна,
учитель истории МКОУ Шадринской СОШ,
с. Шадринка Байкаловского района.